Проектное обучение

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Уже его прямое значение объясняетмногое - "брошенный вперёд".
В современном русском языке слово "проект" имеет несколько весьма близких по смыслу значений:
  1. Совокупность документов (расчётов, чертежей и т.д.), необходимых для создания какого-либо изделия.
  2. Этоможет быть предварительный текст какого-либо документа.
  3. Какой-либо замысел илиплан.
Разработкапроекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество отмногих внешних обстоятельст, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истнины.
Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий, ведь проектирование может быть представленно как последовательное  выполнение серии чётко определённых, алгоритмизированных шагов.
Мы должны понимать, что проектирование - это не творчество в полной мере, а творчество по плану, в определённых контролируемых рамках.

Виды проектов и их особенности

Моно-проекты - проводятся в рамках одного предмета или одной области знаний. Такие проекты могут быть: экологические, спортивные, литературно-творческие. Проводиться могут в рамках классно-урочной деятельности.

Межпредметные проекты - выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Исследовательские проекты - по структуре напоминают научное исследование. Исследовательские рефераты: с выдвижением гипотизы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.

Творческие проекты - не имеют детально проработанной структуры, свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Ролевые (игровые) проекты - проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Сценарий праздника, кроссворды, фрагмент урока.

Информационные проекты - направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Различные сообщения, доклады, публикации в Интернете.

Практико-ориентированные проекты - обязательно ориентирован на социальный интерес самих участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, чёткие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Сам проект может быть использован в жизни класса - это справочный материал, наглядное пособие, программа действий.

Типы проектов и их особенности

Мини-проекты - могут укладываться в 1 урок или менее. Для решения небольшой проблемы.

Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков.

Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные (долгосрочные) проекты - выполняются в группах или индивидуально. Для решения достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки эксперементов, опытов, сбор данных, их обработка.