Исследовательское обучение

Во внеурочную деятельность учащихся включены занятия "Я - исследователь", предлагаю познакомиться с символическими изображениями методов исследования и их словесным обозначением, которые войдут в папку исследователя:

"Подумать самостоятельно"


"Спросить у другого человека"


"Посмотреть в книгах"


"Посмотреть по телевизору"

"Получить информацию у компьютера"



"Понаблюдать"


Провести эксперимент"


"Связаться со специалистом"



Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктвно, зачастую не зная, что принесёт ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие - ему неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.

Какими могут быть темы детских исследований

Фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.Этото, что можно спросить у других людей, то, что можно увидеть в фильмах или проситать в книгах и др.

 Памятка для ребёнка (начинающего исследователя)

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Проведи интервью специалистов, учителей, родителей, учащихся и т.д. (с целью подтверждения или опровержения своего предположения).
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
  • Рефлексия проделанной работы.
Памятка для родителей
"Если Ваш ребёнок участвует в иссследовательской работе, то какова Ваша роль?"

Участие в исследовательской деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителей. исследовательская работа подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этого исследования, его этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к Вам за помощью. ПОМНИТЕ: Вы играете роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Выполнение исследовательской работы предусматривает несколько последовательных этапов:
  • выбор темы исследования;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование исследовательской деятельности;
  • оценка и самооценка;
  • презентация исследовательской работы.
Какова же роль родителей на каждом этапе выполнения исследования?

На этапе выдвижения первоначальных идей и выбора лучшей из них возможные действия родителей:
  • помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
  • записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
Пусть эти идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Следующий этап: выбор и формулировка темы исследовательской работы.
Возможные действия родителей: помочь выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Затем идёт формулировка задачи исследования. возможные действия родителей: может потребоваться помощь в правильной формулировке задачи исследования.

При разработке плана и структуры выполнения исследовательской работы возможные действия родителей проявляются в том, что они помогают спланировать работу с учётом занятости детей. Потребуется также помощь в корректировке плана исследовательской работы, определение сроков её выполнения с учётом особенностей промежуточных сроков работы.

На следующем этапе идёт обсуждение возможных результатов работы по теме исследования в соответствии с конкретными частными задачами. Здесь возможные действия родителей таковы: прикинуть с детьми возможные выходы по каждой задаче, разбить объём работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой.

Затем исполнители исследовательской работы составляют программу и календарный план выполнения работы. Здесь родители могут помочь скорректировать план с учётом личной занятости детей и помочь создать условия для выполнения этого плана.

Очень важна помощь родителей на следующем этапе работы - изучение необходимого материала по теме исследования. Посмотрев список подобранной литературы, родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники, которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме исследования. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа, а так же книги, периодические издания, интернет.

На этапе подготовки выводов по результатам работы  детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.

По результатам выполнения исследовательской работы готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.

И, наконец, исследовательская работа заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Родители дают советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующем работе. Обсуждают с детьми, что уже можно было сделать самим, без помощи родителей.

Таким образом, в ходе исследовательской работы родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
  • консультируют;
  • отслеживают;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогат в предварительной оценке исследования;
  • участвуют в  подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Нельзя не остановиться ещё на одном очень важным, на мой взгляд, положительном моменте вовлечения родителей в работу исследования. Стало очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Требования к оформлению презентаций (здесь)